Помощь в подготовке студенческих работ на отлично

8 (800) 250-35-39

Телефон для связи в Нальчик

Как написать вторую (практическую) главу дипломной работы?

Рубрика: Дипломная работа

«…практика – дело особое, ее вместе с книгами не купишь». Со словами Ирвинга Стоуна трудно не согласиться, особенно если речь идет о практической части дипломной работы.

Действительно, писать практическую главу намного сложнее, чем теоретическую, так как основываться нужно не на опыте разных ученых, не использовать различные теоретические источники, а презентовать свои умения и навыки в применении теоретических знаний в практической деятельности.

Почему же большинство студентов бросает чуть ли в дрожь, когда они начинают делать в дипломе практическую часть?

Во-первых, материал надо собирать, проходя реальную производственную и преддипломную практику. В библиотеке или интернете такую информацию не скачаешь, ниоткуда не спишешь – современного студента это приводит просто в ужас и чувство растерянности!

Во-вторых, полученный экспериментальным путем материал необходимо будет анализировать, классифицировать, систематизировать. И таких «…ировать» нужно будет сколько еще сделать!

В-третьих, в конце концов надо будет разработать что-то, что можно будет применять на практике, и это обязательно должно приносить пользу (хотя бы в теории!).

Так как же писать 2 главу диплома, чтобы ваш эмпирический труд был оценен высоко?

В содержательном плане практическая часть должна включать:

  • описание объекта дипломной работы,
  • обоснование методологии работы с практическими данными,
  • сбор данных, полученных опытным путем,
  • анализ собранных данных,
  • разработка предложений по внедрению чего-либо в практику,
  • решение задач, поставленных в дипломном исследовании,
  • выводы по практической главе.

Структура 2 главы подчинена следующей логической последовательности:

1) методология исследования – 2) опыты, эксперименты и их результаты – 3) обработка и анализ этих результатов – 4) выводы.

1. Несмотря на то, что пишем практическую главу, без использования научно-методической литературы не обойтись: различные анкеты, тесты, алгоритмы лабораторных работ, технологические этапы опытов и т.д. Осторожность здесь не помешает. Слепое копирование может снизить уникальность работы. Целесообразнее упомянуть авторов тех или иных методик, а само их описание включить в приложение. И не забывайте об оформлении ссылок.

2. Цель проведения опытов, экспериментов – собрать первичную информацию. Для этого можно также использовать документы, содержащие первичную информацию; наблюдения в течение практик; данные анкет, опросов, статистик.

Но собрать данные для дальнейшего исследования – мало. Важно проверить эту информацию на новизну, объективность, достоверность, полноту. Сверка вашей информации для практической главы диплома с нижеперечисленными критериями (хотя бы несколькими) поможет вам чувствовать себя увереннее при написании 2 части.

Первичную информацию можно охарактеризовать как новую, если

  • выявлены новые системы, классификации, алгоритмы, закономерности и т.д.,
  • общеизвестные данные рассмотрены с новой точки зрения, что приводит к расширению их значения,
  • вводятся новые, ранее не известные факты, понятия и т.д.,
  • описаны новые подходы к методологии исследования.

Первичную информацию можно охарактеризовать как достоверную и объективную, если

  • в основе исследования лежали реальные факты, не фальсифицированные,
  • результаты можно проверить на практике,
  • исследование можно повторить,
  • гипотетические предположения диплома доказуемы, а не теоретически только обозначены на бумаге.

Первичную информацию можно охарактеризовать как полную, если

  • все аспекты проблемы раскрыты,
  • все этапы исследования обеспечены необходимыми данными.

3. Анализ и обработка первичной информации – самый основной, поэтому сложный момент в создании практической части. Если вы ясно представляете себе цель и задачи исследования, а также его методологию, то проблем с написанием не будет. В противном случае стоит еще раз вернуться к концептуальным идеям диплома, обратиться к научному руководителю или специалистам Академика.

Логично завершить анализ данных предложениями по практическому применению предмета дипломного исследования. По сути, для этого практическая часть и пишется. Нужно убедить по возможности всех, что время на диплом вы потратили не зря и сделали полезное дело.

4. Делая выводы к практической части диплома, акцентируйте внимание на подтверждении выдвинутой во введении гипотезы и отметьте важность вашего исследования. В чем может быть здесь подвох? В том, что гипотеза может не подтвердиться. Означать это будет только одно – где-то вы не продумали логику своего диплома, не все аспекты учли. Что делать? Фальсификация и подгон результатов под гипотезу может закончиться провалом на защите диплома. Лучше подкорректировать гипотезу, что является одной из основных причин написания введения после основной части дипломной работы.

PS «Встречают по одежке…»

В заключение необходимо отметить важность оформления практической главы. Так как эта часть содержит графики, таблицы, диаграммы, функции, схемы и т.д., то оформить такой текст непросто. Вот несколько советов:

1. «Краткость – сестра таланта». Оставляйте в главе только самое важное, а остальное включайте в приложение, в презентацию к диплому, в раздаточный материал. Но обязательно в тексте главы указывайте на номер приложения.

2. В оформлении практической части пригодится знание ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», а также ГОСТ 7.9-95 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования».

3. «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Тщательно перепроверьте все данные в практической главе, так как малейшая опечатка или неточность может привести к совершенно противоположным результатам в итоге.