Помощь в подготовке студенческих работ на отлично

8 (800) 250-35-39

Телефон для связи в Москва

Как написать цели и задачи доклада

  • 12 января

Рубрика: Доклад

Формулировка целей и задач доклада для многих авторов является настоящим препятствием. Если доклад пишется по готовому научному исследованию, то здесь проблем не возникает, так как можно в полном или сокращенном виде использовать цели и задачи, поставленные в исследовательской работе. Другое дело, если доклад проводится с целью представления научных взглядов известных деятелей или научно-исследовательская работа выполнена фрагментарно.

Постановка целей и задач

Цель — это конкретный результат, к которому вы приходите при изучении темы или проведении исследования. В некоторых темах формулировка цели практически совпадает с названием самого доклада. Например, для темы «Влияние идей Зигмунда Фрейда на художественную литературу XX века» можно написать так: «Цель работы заключается в изучении влияния идей Зигмунда Фрейда на художественную литературу XX века». Помимо изучения можно использовать слова «анализ», «сравнение», «рассмотрение», «исследование», «разработка» и некоторые другие. Все зависит от того, относится ли доклад к теоретическому или практическому исследованию.

Если тема сформулирована более обще, например «Идеи Фрейда в художественной литературе», то постановка цели зависит уже от ваших предпочтений. Можно выявить наиболее значимые из идей, выяснить, как они влияют на современную литературу, провести аналогию с идеями других известных деятелей и так далее. Чтобы не заблудиться, лучше посоветуйтесь с преподавателем, который дал вам тему доклада.

Задачи — это конкретные действия, которые помогут достичь цели. Если для формулировки цели используют в основном существительные, то здесь это аналогичные по смыслу глаголы: «изучить», «исследовать», «рассмотреть» и т.д. С их помощью формулируются шаги, которые помогут прийти к цели.

Образец:
  1. Проанализировать отношение к идеям бессознательного Фрейда в литературе XX века.
  2. Определить фрейдовское толкование искусства и творчества.
  3. Рассмотреть главные литературные направления, возникшие на основе идей Фрейда.

Для практической работы ключевыми будут глаголы «исследовать», «выявить зависимость», «разработать», «провести апробацию», «подготовить рекомендации» и т.д.

Проверка целей и задач

Не стремитесь с первых же минут работы с целями и задачами получить окончательный результат. Вначале набросайте черновой вариант и следуйте ему в процессе написания доклада. Это связано с тем, что по мере углубления в материал вы будете четче понимать, что именно нужно сделать для достижения поставленной цели. В некоторых темах и вовсе нельзя определиться с задачами, пока не изучено достаточное количество источников.

Как только набросаете черновой вариант, проверьте цели и задачи по нескольким критериям. Во-первых, убедитесь в том, что сформулированные элементы не являются размытыми. Они должны быть достаточно четкими, иначе вы просто не сумеете с ними справиться. Так, цель, заключающаяся в изучении альтруизма, неконкретна. Из нее неясно, будет ли автор изучать саму категорию «альтруизма», рассмотрит ли это понятие применительно к какой-то возрастной категории и т.д. Конкретность добавляют определенные детали, например изучение альтруизма работников центров социальной помощи семье.

Во-вторых, цели и задачи должны быть достижимы в рамках конкретной работы. Не стоит ставить цель избавить человечество от всех болезней, так как даже в случае открытия сверхэффективных методов не каждый человек захочет ими воспользоваться.

В-третьих, задачи должны быть составляющими цели, а не наоборот. То есть в примере с Фрейдом нельзя для указанной выше цели ставить задачу изучить художественную литературу ХХ века. Это слишком широкая задача, охватывающая большое количество направлений, известных деятелей, которые к тому же никак не связаны с творчеством Фрейда.

Обратите внимание и на саму формулировку. Она должна быть по возможности лаконичной и понятной тем людям, для которых готовится доклад. При этом не нужно писать десяток задач по принципу «чем больше, тем лучше». 3-5 базовых задач вполне достаточно для достижения цели доклада.

Лишь по ходу или в конце составления доклада имеет смысл вернуться к формулировке целей и задач, чтобы конкретизировать их.