Помощь в подготовке студенческих работ на отлично

8 (800) 250-35-39

Телефон для связи в вашем городе

Методы исследования в курсовой работе

  • 26 июня

Рубрика: Курсовая работа

Во введении курсовой работы необходимо перечислить методы исследования, то есть те способы, которые позволят вам достичь поставленных целей и решить соответствующие им задачи. Перечисление и использование конкретных методов исследования часто вызывает у студентов затруднения, так как нужно не только знать сами методы, но и понимать, как применить их в процессе написания курсовой работы.

Теоретические методы исследования

Теоретические методы будут полезны вам при написании теоретической части курсовой работы. Они позволяют обнаруживать закономерности в изучаемых явлениях и процессах, формулировать гипотезы, определять круг задач, исследовать литературу и т.д.

  1. Анализ. Этот метод относится к основным при написании курсовой работы, так как, например, без анализа литературы невозможно выяснить степень изученности той или иной проблемы, а также опираться на опыт других ученых. Он подразумевает детальное изучение точек зрения разных авторов на одну и ту же проблему. В курсовой часто указывают, какая именно литература была проанализирована: философская, психолого-педагогическая и т.д.
  1. Сравнительный анализ. Этот метод поможет сопоставить мнения разных авторов или разные результаты исследования.
  1. Синтез. Синтезировав (объединив) вместе несколько фактов, вы можете получить новое знание или прийти к какому-то выводу.
  1. Абстрагирование. Этот метод необходим тогда, когда нужно отбросить второстепенные детали и сосредоточиться на интересующих свойствах объекта. Например, если нужно изучить понятие «книга», исследователь отбрасывает в сторону такие детали, как ее цвет и место издания, и концентрируется на том, что характерно для книг в целом. Этот метод позволяет давать определения понятиям, изучать объекты по их моделям или получать иные знания.
  1. Аналогия. Перенос знания с одного объекта на другой называют аналогией. Например, если конкретная методика обучения была успешно применена в одной дисциплине, исследователь предполагает, что она может быть применима и в других дисциплинах.
  1. Индукция и дедукция. Если от массы частных случаев пришли к общему, то речь идет об индукции, если от общего к частному, то это уже дедукция.
  1. Классификация. При написании теоретической части курсовой работы часто прибегают к классификации, то есть к делению объектов на определенные группы в соответствии с признаками деления. Например, по цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.
  1. Моделирование. Это изучение какого-либо объекта с помощью построения и освоения его модели. При этом сама модель может быть не только материальной, но и, например, информационной (формула, таблица) или образной (рисунок, фото).

Эмпирические методы исследования

Эмпирические (практические) методы исследования позволяют получать данные с помощью органов чувств. Именно эти данные могут подтвердить или опровергнуть выдвинутую в курсовой работе гипотезу исследования.

Эксперимент. Это один из наиболее популярных и в то же время проблемных для студентов методов исследования, заключающийся в проверке рассматриваемого явления в контролируемых условиях.

Наблюдение. Наблюдение относят к числу эффективных методов изучения, которые позволяют собрать много ценной информации. Это может быть наблюдение за работниками организации, за деятельностью предприятия, учениками в классе и т.д.

Измерение. В ходе эксперимента студенту зачастую приходится проводить определенные измерения разных характеристик: времени, физических параметров тела, характеристик движения объекта и т.д.

Существуют и другие теоретические и эмпирические методы исследования. Кроме общих методов, применимых к любой дисциплине, есть и специализированные методы, характерные для определенной дисциплины. Например, свои методы используют в физике, химии, биологии и других науках.

Во введении обычно ограничиваются перечислением использованных в курсовой методов. Сделать это можно с помощью конструкций: «В курсовой работе были использованы следующие методы исследования…» или «Методологическую основу работы составили…». Перечисляя используемые методы, будьте предельно внимательны. Не стоит указывать методы, которые вам неясны, или которые вы не задействовали в работе, так как на защите по любому из них вам могут задать вопрос.