Помощь в подготовке студенческих работ на отлично

8 (800) 250-35-39

Телефон для связи в вашем городе

Постановка проблемы в курсовой работе

  • 26 июня

Рубрика: Курсовая работа

Формулировка проблемы в курсовой работе часто вызывает у студентов трудности. Это связано с тем, что на занятиях этому вопросу могут уделять мало внимания. В то же время описание проблемы является важной частью курсовой работы, так как именно от этого зависит весь ее дальнейший ход.

Понятие проблемы в научном исследовании

Под проблемой в науке понимают такой вопрос, который необходимо исследовать. Это некая противоречивая ситуация, которая требует найти способы разрешения возникшего противоречия.

Примеры противоречивых ситуаций:

1. У старшеклассников должна быть сформирована компьютерная грамотность, но нет практических средств, которые способствовали бы ее формированию.

2. В России зарегистрировано множество молодежных объединений разного уровня, однако социальные опросы показывают, что даже среди общероссийских и межрегиональных объединений из них известны молодым людям в возрасте до 35 лет лишь единицы.

Проблема может носить как теоретический, так и практический характер. Пробелы в теории требуют разработки соответствующих концепций, а трудности практического вида требуют создания определенных средств. После детального изучения возникшего противоречия исследователь приходит к необходимости найти решение, которое позволит устранить это противоречие.

В приведенном выше первом примере таким решением может быть разработка средства, которое позволит сформировать компьютерную грамотность учащихся старших классов. На основании этого вывода ставится соответствующая цель и формулируются задачи курсовой работы. Во втором примере это могут быть средства привлечения молодежи в молодежные организации.

Как выделить проблему?

После того, как вы обнаружили противоречие, требующее решения, выясните, не найдены ли уже решения этой проблемы. Часто на защитах курсовых работ преподаватели гневно замечают: «Этот вопрос уже многократно обсуждался в литературе и имеет эффективные решения! В чем тогда польза проделанной вами работы?». Если вы не потрудились выяснить, что уже было исследовано до вас по обнаруженному противоречию, то тогда вы фактически изобретаете велосипед, а ваша работа теряет смысл.

Чтобы не столкнуться с этой серьезной трудностью, составьте список проблем, которые уже решены по вашей теме, а также по максимуму выясните, что уже сделано по вашей проблеме. В этом вам поможет не только чтение литературы, но и общение с профессионалами. Ими могут быть специалисты с ученой степенью, включая вашего научного руководителя, или опытные практики из интересующей вас отрасли. Беседа с такими людьми может существенно продвинуть вас вперед при написании курсовой, а в дальнейшем и дипломной работы. Только обнаружив, что проблема еще не имеет эффективных решений, можете приступать к ее описанию.

При определении проблемы следует также учитывать следующие моменты:
  1. Проблема должна быть значимой лично для вас, иначе вас просто измотает написание неинтересной курсовой работы.
  1. Проблема должна быть актуальной для общества (ее должны обсуждать в разных источниках информации).
  1. Проблема не должна быть необъятной. Если вы заведомо возьметесь за проблему из разряда мир во всем мире, то не удивляйтесь, если в ходе исследования опустите руки. Лучше посвятить время тому, чтобы сделать экологически чистым отдельное производство, чем биться за чистоту всей планеты.

Описание проблемы и степени ее изученности

Проблемную ситуацию в курсовой работе стоит описать не одним предложением, а развернуто. В приведенных выше примерах нужно сослаться на соответствующие документы, требующие формирования компьютерной грамотности (пример 1), или молодежные организации, а также центры, которые проводили опросы молодежи (пример 2). Наличие статистических данных докажет, что вы поднимаете не надуманную проблему, а такую, которая действительно значима для общества. При этом вы должны обязательно указать ссылки на актуальные источники информации, а не ссылаться на устаревшие материалы двадцатилетней давности.

После описания проблемы рассмотрите степень ее изученности, для чего необходимо основательно изучить наиболее авторитетные и актуальные источники по вашей теме исследования. В формулировке данного вопроса вам помогут следующие конструкции: «Вопросу (ваша проблема) уделяется достаточно внимания в…», «Отдельным аспектам данной проблемы посвящено множество научных трудов, однако ее нельзя считать решенной, так как…», «В работах… уделяется внимание…», «Другая группа работ посвящена…».

После выполнения этой части работы желательно показать ее научному руководителю, так как на защите именно постановка проблемы бывает слабым местом всей курсовой. От правильности описания проблемы и степени ее изученности во многом зависит успех всей дальнейшей работы по теме исследования.